
Неотъемлемой частью как бензиновых, так и дизельных двигателей является коленчатый вал, вращение которого обеспечивают подшипники скольжения или, как их еще называют, вкладыши коренные и шатунные. Эти элементы не похожи на классические подшипники, они представляют собой металлический полукруг, заключенный в защитный корпус.
Масло, подаваемое под давлением, обеспечивает бесконтактное скольжение коренных шеек коленчатого вала по вкладышам. Говоря простыми словами, классический подшипник был конструктивно разделен на две половины — верхнюю и нижнюю. Они не одинаковы и не могут быть взаимозаменяемыми, так как в верхней части элемента есть специальные бороздки и отверстие для подачи масла. Нижняя часть абсолютно гладкая.
Верхние вкладыши устанавливаются в корпус блока цилиндров, туда же, на среднее место монтируется и один нижний. Все остальные элементы без бороздок ставятся в коренные крышки. Иногда на дизельные автомобили устанавливаются только вкладыши без канавок, в таком случае это указано на специальной табличке на блоке.
Вкладыши устанавливаются с небольшим зазором для более эффективного скольжения, а также для того, чтобы нивелировать расширение материала при повышении температуры.
Технические параметры и классификация
Вкладыши шатунные и коренные изготавливаются из бронзы или алюминиевого сплава, который затем покрывается несколькими слоями специального материала. Верхний слой очень тонкий, порядка одного микрона, к тому же он достаточно мягкий. Он предназначен в первую очередь для притирки элементов друг другу – все лишнее удаляется в течение нескольких часов работы. Второй, покровный сой должен абсорбировать мельчайшие частицы твердых веществ, в том числе металлическую пыль и постороннюю взвесь в моторном масле. Еще одно его предназначение – защита подшипника от коррозии, которая может возникнуть при контакте с агрессивными средами, минимизация механических повреждений основной части элемента, предотвращения появления задиров.
Как определить какой вкладыши нужны?
Для того чтобы заказать вкладыши шатунные или коренные на определенный автомобиль, необходимо знать их категорию, которая равна максимальной толщине детали. Все эти параметры есть в спецификации к машине. Если же возникают сомнения, то лучше проконсультироваться у официального дилера.
Что необходимо кроме вкладышей?
При замене вкладышей, детали не нужно дополнительно обрабатывать или обтачивать. Единственное, на что нужно обратить внимание – это качество смазки. Если предыдущая запчасть вышла из строя не только по причине механического износа, а из-за некачественного или несовременного заменяемого масла, то рекомендуется залить новую смазочную жидкость. В противном случае и новые вкладыши не отработают весь положенный срок.
Преимущества подшипников скольжения (вкладышей шатунных и коренных)
Почему устанавливаются именно вкладыши, а не классические подшипники качения? Причин достаточно много, это и более высокая надежность во время работы в экстремальном режиме. Они относительно небольшие, монтируются очень просто, с минимальным разбором узлов двигателя. Если постоянно регулировать качество смазки, то они без проблем служат весь эксплуатационный срок, заявленный производителем.