
Коленчатый вал — это одна из основных деталей, которую имеет практически любой двигатель внутреннего сгорания. Именно он, по сути дела, является тем его ключевым звеном, которое преобразовывает возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое затем, посредством коробки переключения передач (а в полноприводных моделях еще и раздаточной коробки) преобразовывается во вращательное движение ведущих колес. Поломка коленчатого вала представляет собой одну из самых серьезных неисправностей бензинового или дизельного мотора, устранение которой обязательно сопряжено с его демонтажем и практически полной разборкой.
В общем и целом весьма надежный и неприхотливый силовой агрегат ЯМЗ 238, как и любое сложное техническое устройство, имеет свое «слабое место», и таковым большинство эксплуатационников считает именно его коленчатый вал. Им, а также опытным шоферам, которые водят технику, оснащенную этими силовыми агрегатами, отлично известно, что именно он порой доставляет массу забот и хлопот. Почему так происходит? Попробуем разобраться в этом не таком уж и простом вопросе.
Основные причины поломки коленчатых валов
Коленчатый вал любого двигателя внутреннего сгорания — это такая деталь, которая в процессе его работы испытывает повышенные механические и термические нагрузки. Именно по этой причине изготавливаются они, как правило, из очень прочной высококачественной стали специальных марок, причем на высокоточном оборудовании. Коленвалы имеют очень четко выверенную геометрию, и сконструированы таким обрезом, чтобы не только максимально эффективно играть свою важнейшую роль, но и при этом еще и быть долговечными с учетом всех тех нагрузок, которые испытывают.
Если внимательно посмотреть на двигатель ЯМЗ 238, то станет ясно, что коленчатый вал, который в нем установлен, по большому счету ничем не отличается от аналогичных деталей, наличествующих в других моторах. При этом он выходит из строя довольно часто, на что, как считают специалисты-двигателисты, по нескольким основным причинам. По большей части они связаны, кстати говоря, не с какими-то конструктивными недоработками, а с неправильной или небрежной эксплуатацией моторов.
Чаще всего поломки коленвала ЯМЗ 238 происходят по причине банальной нехватки масла. В результате того, что самые нагруженные его части оказываются, что называется, «на голодном пайке», они подвергаются чрезмерным нагрузкам, что и приводит к весьма плачевному результату. Поэтому очень важно, чтобы на шейках коленчатого вала всегда было достаточно смазочной жидкости, и чтобы в картере двигателя ее уровень никогда не понижался ниже некоторого критического порогового значения.
Значительную роль в том, что коленчатый вал двигателя ЯМЗ 238 порой выходит из строя, играют и микротрещины. Они образуются ввиду регулярной эксплуатации двигателя в пиковых режимах. Кроме того, коленвал нередко выходит из строя ввиду того, что не должным образом функционирует масляный насос.
Некоторая специфика коленчатого вала двигателя ЯМЗ 238
В принципе, коленвал силового агрегата ЯМЗ 238 ничем особенным не отличается от аналогичных деталей, установленных в других моторах. Специалисты отмечают, однако, некоторые конструктивные проблемы в системе его смазки, что часто и приводит к его поломкам. Кроме того, бывает, что в картер двигателя из системы питания попадает дизельное топливо, что приводит к разжижению масла и, как следствие, недостаточной смазке коленчатого вала.