
РСЗО Град
Реактивные системы залпового огня (РСЗО) представляют собой грозную тактическую силу. Несмотря на относительно низкую точность стрельбы, их залп позволяет накрыть большую площадь, поражая живую силу и технику противника. Реактивная артиллерия появилась в годы второй мировой войны. Её разработкой занимались все воюющие страны, однако для советских людей этот вид оружия прочно связан с гвардейским миномётом «Катюша». Он стал родоначальником российских РСЗО.
История системы «Град»
После войны советские оружейники активно разрабатывали реактивные системы, в результате чего в 1963 году в тульском НИИ 147 (ныне НПО «Сплав») под руководством Александра Никитовича Ганичева была создана установка БМ-21 Град 9К51 (второе цифровое обозначение является индексом Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны – ГРАУ). Любопытно, что неофициальное название установки – «Град» – положило начало традиции. Все последующие системы залпового огня, разработанные в Советском Союзе и России, получали имена, связанные с атмосферной стихией – «Смерч», «Ураган», «Торнадо». Последняя установка является модифицированной версией классического Града.
Первое боевое применение РСЗО «Град» произошло в 1968 году во время приграничного конфликта с Китаем на острове Даманский. «Грады» активно применялись советскими войсками в Афганистане. Российская армия использовала РСЗО в первую и вторую чеченскую кампании и во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году.
Системы «Град» выпускались до 1988 года на ОАО «Мотовилихинские заводы» в Перми. Снаряды изготовлялись тульским НПО «Сплав». По лицензии РСЗО делают в Белоруссии (марка носит имя «Белград») и на Украине (под названием «Бастион»). Сегодня установки «Град» активно используются в конфликте на востоке Украины, в Сирии и Ливии. С 1963 года советская и российская оборонка выпустила порядка 6500 установок и три миллиона снарядов к ним. Чуть больше половины машин стоят сегодня на вооружении российской армии или находятся в консервации, остальные списаны, проданы или поставлены в порядке военной помощи в 50 стран мира. Любопытно, что после распада Варшавского блока 130 машин купила в Румынии армия США.
Модификации РСЗО «Град»
За четверть века серийного производства системы БМ-21 Град 9К51 было создано множество её модификаций.Они отличаются друг от друга:
- конструкцией снаряда;
- количеством пусковых направляющих;
- используемым автомобильным шасси.
Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) установки «Град» имеет калибр 122 мм. Его двигатель работает на твёрдом топливе. У снаряда могут быть фиксированные и раскрывающиеся стабилизаторы. Взрыватель может быть контактный, бесконтактный и электронный. В последнем случае возможен подрыв НУРСа в полёте над заданной точкой местности. Поражающее воздействие – фугасно-осколочное. «Град» эффективно уничтожает живую силу на местности и в укрытиях и небронированную и легко бронированную боевую технику противника. Максимальная дальность полёта снаряда, выпущенного из системы «Торнадо» – 40 километров. В основном РСЗО применяют на расстоянии 4 — 15 километров. Мёртвая зона составляет 1,6 километра.
Пусковых направляющих в установке «Град» может быть 12, 36 и 50. Система повышенной огневой мощи называется «Прима». Снаряды перевозятся обычными грузовиками в ящиках или специальной транспортно-заряжающей машиной со стеллажами. Расчёт установки «Град» – 6 человек. За один залп установка может выпустить до 40 НУРСов за 20 секунд. На перезарядку системы достаточно 7 минут.
Масса одного снаряда РСЗО «Град» – от 56 до 78 кг. Длина – 2,75 – 3 метра. Вес боевой части – 17 – 18 кг, в том числе 6 кг – взрывчатое вещество.
Базовая модель «Града» размещалась на автомобиле Урал-375Д. Для установок с большим количеством направляющих используются автомашины УРАЛ- 4320, ЗиЛ-131 и КАМАЗ-5350. Существует десантный вариант на базе ГАЗ-66 и полковая тяжелая установка на гусеничном ходу. Белорусские «Грады» размещаются на базе автомобиля МАЗ 6317, украинские «Бастионы» – на КрАЗ 6322.
Скорость хода установок на автомобильных шасси – 75 – 90 километров в час. Все автомобили, на которых монтируются системы «Град», обладают полным приводом и повышенной проходимостью.