
Минский автомобильный завод выпускает грузовики различных классов. Основанный еще при существовании СССР, он стал одной из самых мощных площадок отечественного машиностроения. После подписания Беловежских соглашений, когда Союз фактически распался, все заводские цеха отошли Белоруссии. Несмотря на нестабильное время, множество сложностей, руководители завода сумели сохранить производство. Более того, это одно из немногих предприятий на постсоветском пространстве, сумевшее не просто выйти из кризиса, но и расширить производственную линейку, удержать лидерские позиции на рынке.
Современный МАЗ – это одна из крупнейших площадок в Европе, где налажена сборка техники различных видов и классов. С конвейера завода выходят:
- пассажирские автобусы;
- специальная техника;
- троллейбусы;
- грузовики;
- прицепы.
Производственный портфель марки включает порядка 400 наименований различных видов техники и не менее внушительный перечень расходных материалов и запчастей для нее. Автомобили МАЗ активно эксплуатируются в России и СНГ, поставляются в страны дальнего зарубежья. По масштабам производства, известности и востребованности конкурировать с МАЗом может только российский КамАЗ.
Минский автомобильный завод не зря называют легендой. Но далеко не все знают, какой путь пришлось пройти предприятию, чтобы завоевать такой «титул».
Рождение автогиганта
История возникновения Минского автозавода не связана с советской концепцией индустриализации. Производство легендарных грузовиков было налажено чуть ли не случайно, поскольку мощности предприятия изначально размещались на территории, принадлежавшей Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны, когда территория Белоруссии оказалась оккупирована германскими войсками, на месте бывшего воинского гарнизона развернули ремонтные мастерские. Здесь насчитывалось 30 укомплектованных боксов, куда на восстановление отправляли грузовые и легковые машины, военную технику, включая танки.
После освобождения Белоруссии ремонтные мастерские не стали сносить. Их модернизировали и переоснастили, превратив в сборочные цеха. Здесь начали выпускать грузовики, которые в последующем поставлялись союзникам по договорам Ленд-лиза. Как только Вторая Мировая война завершилась, мастерские окончательно переделали, сделав из них полноценное автомобилестроительное производство.
Первые грузовики, которые были выпущены на этом предприятии, появились только в 1947 году. Партия была ограниченной, состояла всего из пяти образцов, получивших обозначение 205-х. На самом деле техника была разработана инженерами Ярославского автозавода. Чтобы загрузить производственные мощности нового предприятия, руководство страны приняло решение перенести сборочные процессы из Ярославля в Минск. Позже уже на новом месте началась сборка следующего поколения грузовиков ЯАЗ-210.
Расцвет производства
На строительство Минского завода были брошены внушительные силы. Это позволило запустить первую очередь цехов в 1948 году, спустя два года предприятие вышло на заданные мощности. Поставленный руководителями страны план не просто выполнялся, но и перевыполнялся. В 1951 году, спустя несколько лет после запуска, здесь выпускали 25 тыс. единиц техники вместо запланированных 15 тыс.
У минских заводчан получилось выйти в лидеры своей отрасли, став настоящими рекордсменами по выпуску большегрузных машин. Флагманом этой серии заслуженно стал МАЗ-503, который был способен перевозить грузы весом до 40 тонн. Выдающиеся характеристики модели оценили не только советские рабочие. Грузовик получил высшую награду на брюссельской Всемирной промышленной выставке 1958 года.
На волне успеха МАЗ обновляет модельную линейку и взамен устаревших многотонников 200-й серии начинает собирать две новинки: 500-й и 503-й модели. С запуском этой техники связана и масштабная модернизация сборочных линий. К 1965 году мощности МАЗа полностью перестраиваются и адаптируются под выпуск грузовиков исключительно одной модели – 500-й. Через пять лет флагманский грузовик усовершенствовали, а еще через шесть запустили в производство новое семейство тягачей с обозначением 5335.
Смена десятилетий принесла с собой заметную переориентацию производственной политики МАЗа. Основные силы инженеры автозавода сосредоточили на разработке седельных тягачей. «Первенцем» в этой линейке стал МАЗ-5432, спустя некоторое время семейство пополнилось автопоездом серии 6422. К концу 80-х автомобилестроительный завод уже уверенно чувствует себя в новой производственной области и запускает сборку еще одного тягача – МАЗ-64221.
Количество сходящих с конвейера образцов неуклонно увеличивается. Параллельно с этим специалисты завода не оставляют попыток разработать нечто новое: они создают амбициозный проект модульного автопоезда МАЗ-200, дав ему яркое имя «Перестройка». Но планы серийного производства так и не были реализованы, поскольку страна находилась в глубоком кризисе.
Автоконцерн сегодня
90-е годы ознаменовались упадком производства на Минском автозаводе. Были потеряны не только позиции на мировом рынке, едва удалось сохранить коллектив и основные мощности.
Несколько лет кризиса сменились для заводчан активным ростом. К середине 90-х гг. руководителям предприятия удалось запустить в производство новое поколение грузовиков. Еще через год модельная линейка пополнилась долгожданными тягачами, которые полностью соответствовали европейским стандартам и получили обозначение 54402 и 544021.
В 1997 году в истории МАЗа началась новая веха, связанная с подписанием договора о сотрудничестве с концерном MANN. Минский завод стал единственным из всех партнеров немецкого бренда, которому было позволено использовать 60% комплектующих собственного производства.
В третье тысячелетие МАЗ ступил более чем уверенно, завод и сегодня продолжает писать свою историю.