Ru En Fr
8-800-707-61-20
Феърфилд

Клапан включения в работу сцепления на МАЗ

 На ряде машин производства Минского автомобильного завода стоит привод выключения работающего сцепления с дополнительным пневмоусилителем, где ключевую роль в нормальной работе играет пневмоклапан.  Его задача лежит в обеспечении нагнетании и стравливании накопленного сжатого атмосферного воздуха из пневмоцилиндра, снижающего физические усилия водителя. Подобное решение актуально для автомобилей 500-й серии в различных модификациях, которые имеют двухдисковую конструкцию узла. Регулировка последнего традиционным способом требует больших усилий, поэтому прямое нажатие на привод утомительно для водителя. Это негативно сказывается на общем уровне безопасности движения, поэтому для повышения комфорта при управлении на грузовые автомобили вводится пневмоусилитель в качестве дополнения.

Принципиально подобный привод со вспомогательным усилителем включает в себя следующие узлы:

  • рычажный привод, который соединен непосредственно с педалью;
  • пневмоцилиндр;
  • клапан (КУС).

При этом цилиндр крепится через сальной элемент к раме автомобиля, а его шток объединен с выключателем рычагом. Последний с одной стороны соединен с крепежной вилкой, которая выключает сцепление, а с другой шток. Корпус последнего связан непосредственно с педалью управления с помощью набора рычагов.

Конструктивно КУС параллельно играет роль силового узла всего пневмовыключателя и чувствительного элемента управления пневмоцилиндром. В качестве контрольного входного сигнала для него выступает положение и общее направление перемещения самой педали. Так, при нажатии на последнюю идет подача воздуха и включение непосредственно усилителя. При отпускании происходит сброс избыточного объема, что заканчивается восстановлением работы сцепления. В итоге, подобный клапан играет критически важную роль для работы всей системы, поэтому при появлении неисправностей нужен ремонт узла либо установка нового.

Конструктивные нюансы и принцип действия

На всех современных грузовых автомобилях производства МАЗ устанавливают принципиально схожие с технической точки зрения клапаны усиления сцепления. В их основе лежит три детали (2-е крышки торцевые и корпус). Первые комплектуются винтами, а для обеспечения герметичности места крепления используют прокладки. На передней крышке самого корпуса монтируют удлиненную тягу, где находится вилка для подключения к рычагу, выполняющему роль силового привода.

Сам корпус клапана разделен на 2-е части или полости, где находятся каналы с метрической резьбой для подключения пневмошлангов. В первой находится клапан, который в нормальном состоянии прижимается напрямую пружиной непосредственно к седлу (в качестве последнего выступает небольшой буртик, расположенный между двумя полостями). Канал здесь из них играет роль подводящего, так как через него идет подача под давлением воздуха. В задней же внутренней полости клапана находится полый шток, который выходит из крышки и имеет соединительную вилку. В штоке также есть специальная полость для контакта с атмосферой. На нем также нарезана резьба, где находится регулирующая зазор гайка. Канал здесь играет отводящую, поэтому к нему подключается шланг, который подает воздух на пневмоцилиндр самого усилителя и отводит его обратно в КУС во время отпускания педали.

Принцип действия

Работа пневматического выключатели сцепления довольно простая. В штатном положении, когда педаль отпущена и идет передача крутящего момента на ведущие колеса, клапан закрыт и весь привод не работает. При необходимости переключить передачу происходит смещение КУС вместе с другими компонентами привода до зазора, который определяется расстоянием между крышкой непосредственно корпуса и регулирующей гайкой, находящейся на штоке. Одновременно последний упирается непосредственно в клапан и немного поднимает его, что ведет к перетеканию воздуха из передней внутренней полости непосредственно в заднюю, а также поступлению его напрямую в пневмоцилиндр. Под действием давления со стороны воздуха поршень постепенно смещается и одновременно поворачивает валик вилки. Последняя поднимает непосредственно ведомый диск и выключает само сцепление.

Во время цикла отпускания педали все описанные выше процессы протекают в противоположном. Так, клапан закрывается, а воздух из пневмоцилиндра стравливается в окружающую среду через внутреннюю полость в штоке и заднюю часть КУС. В итоге нагрузка с вилки постепенно снимается, что ведет к обратному включению сцепления.

Конструктивно размеры сечений технологических отверстий и ссамого клапана выполнены таким образом, чтобы проход воздуха в пневмоцилиндр привода выключателя сцепления шеш быстро, а сброс, наоборот, медленно. Это обеспечивает плавность включения и уменьшает скорость износа фрикционных деталей.

Выпускаемые разновидности КУС

На современных машинах производства МАЗ используют несколько видов пневматических КУС:

  • 5335-1602741 (их поставка идет в голом виде без рукавов, соединительных вилок, гаек для регулировки зазора)
  • 5336-1602738 (особенность в штоке длинной 145 мм, а поставка включает весь комплект для замены);
  • 54323-1602738 (идет с набором шлангов, а нюанс в штоке длиной 80 мм);
  • 5551-1602738 (длина штока равна 325 мм, поставка идет в полном рабочем комплекте);
  • 63031-11602738 (длина штока составляет 235 мм, поставка полнокомплектная).

Все клапаны для установки на машины изготавливают на производственных мощностях Барановичского автоагрегатного завода в Беларуси.

Клапан усилителя сцепления:
1, 17—вилки; 5, 4, 14, 15, 16 — гайки; 3 — тяги; 5— крышка передняя; 6, 15— прокладки; 7, 10 — пружины; 8 — клапан; 9 — корпус; 11 — кольцо резиновое;
12—шток; А — подвод воздуха; Б — отвод воздуха к рабочему цилиндру; В — сообщение с атмосферой

Особенности использования КУС на МАЗ

Клапан эксплуатируется в тяжелых условиях из-за механических постоянных нагрузок, иных внешних негативных моментов. Все это плохо сказывается на долговечности и вызывает со временем износ КУС, что может привести к появлению ряда проблем. Речь про повреждение механическое самого клапана, утечки из-за разгерметизации воздуха, деформацию отдельных элементов, проседание пружин и другие проблемы.

При обнаружении первых признаков выхода из строя системы сцепления надо проконтролировать клапан, а при обнаружении неисправности провести ремонт или полную замену. При последней надо использовать аналогичный клапан по типу и, желательно, оригинального производства. Причина в сохранении надежности и полном соответствии геометрических размеров, технических характеристик для гарантии нормальной работы.

Сам процесс замены КУС предполагает простой демонтаж изношенной детали с последующей установкой новой. Одновременно предварительно надо стравить остаточный воздух из системы сжатого воздуха транспортного средства. После этого выполняют регулировку КУС гайкой, расположенной на шток. Промежуток в итоге между ней и крышкой самого клапана должно оставаться около 3,5 мм. При корректировке зазора надо отвернуть немного фиксирующую гайку, поставить на нужном месте регулировочную и затянуть опять первую. В течение дальнейшего планового периодического ТО клапана проводят визуальный осмотр и, при необходимости, корректировку зазора. Если при замене устанавливается оригинальная запчасть, а все ТО будет выполняться регулярно, то клапан прослужит длительное время без каких-либо проблем.

Запчасти для отечественных автомобилей
Запчасти для легковых и грузовых иномарок
Сервисное обслуживание автомобилей МАЗ
Автомобильная и тракторная спецтехника
Дизельные и поршневые электростанции
Станция технического обслуживания

Новости компании

01.07.2022
29-30 июня в Алтайском крае провели ежегодный межрегиональный агропромышленный форум «День сибирского поля».
28.06.2022
23-24 июня в Ярославле проходило X Межрегиональное совещание уполномоченных по защите прав предпринимателей и ООО МСП "ОПОРА РОССИИ".
21.06.2022
Петербургский международный экономический форум - одно из самых масштабных деловых событий в мире экономики и бизнеса
10.06.2022
8-9 июня в Москве в «Экспоцентре» проходила ежегодная выставка интернет-технологий «ECOM EXPO».
Открыть все новости

Информация о нас

РЦ Автодилер – это один из крупнейших поставщиков запчастей для грузовых автомобилей и спецтехники в стране. Основанная в 2008 г, компания РЦ Автодилер уже более 14 лет удовлетворяет запросы многочисленных клиентов как по России, так и за ее пределами. Огромный опыт, сотрудничество с крупными мировыми производителями и индивидуальный подход к каждому клиенту - вот, что делает нас бесспорным лидером на рынке запчастей для грузовых автомобилей и спецтехники отечественного и импортного производства.

За годы успешной работы мы приобрели более 5000 постоянных клиентов как в Российской Федерации, так и в странах СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья.

На данный момент наша компания насчитывает 7 филиалов в разных регионах страны. Спрос на нашу продукцию растет и мы продолжаем непрерывно расширяться.

Наша география