
Пневмогидравлический усилитель (ПГУ) – специальное устройство или узел, предназначенный для облегчения выключения сцепления автомобиля. Принцип его работы следующий:
- При нажатии на педаль идет передача усилия на поршень гидроцилиндра и поршневую группу следящего штока;
- Устройство слежения начинает передвигать поршень, который с помощью управляющего клапана активирует подачу воздуха в пневмоцилиндр;
- Давление воздуха повышает усилие на вилку управления через шток (одновременно сила воздействия зависит от положения педали сцепления);
- После отпускания педали автоматически происходит сброс давления с закрытием клапана для подачи воздуха, что ведет к возвращению пневматической секции в исходное положение.
Основные неисправности ПГУ
Довольно высокая сложность и большое количество запчастей требуют внимания к пневмогидравлическому устройству во время эксплуатации. Это продлит срок службы и отодвинет в отдаленное будущее появление отказов. Для этого достаточно периодически выполнять следующие действия:
- проводить визуальный осмотр на предмет внешних повреждений, которые могут привести к утечке воздуха и рабочей жидкости;
- контролировать усилие затяжки болтов;
- удалять образовавшийся конденсат из устройства;
- контролировать уровень тормозной жидкости в системе после прокачивания ПГУ;
- регулировать уровень свободного хода.
Внепланово обратить внимание на работоспособность ПГУ надо при появлении следующих признаков неисправности:
- происходит заедание привода;
- замедленная реакция сцепления на нажатие педали;
- необходимость прикладывать повышенное усилие при выключении сцепления;
- сцепление выключать неполностью;
- снижение уровня жидкости в расширительном бачке.
Для уточнения конкретной проблемы понадобится дополнительная диагностика и осмотр, так как потенциально ее может вызвать несколько проблем. Например, снижение уровня рабочей жидкости потенциально связано с потерей эластичности уплотнительной манжеты или появления трещин в системе.
Установка нового узла
Если регулировка старого ПГУ или его ремонт не имеет смысла, то выполняют замену устройства. Делают это следующим образом:
- отсоединяем магистрали и откручиваем точки крепежа;
- выполняем демонтаж;
- устанавливаем новое устройство и меняем одновременно поврежденные магистрали;
- затягиваем с нужным усилием крепеж;
- контролируем уровень перекоса штоков, который не должен превышать 3 мм.
После завершения монтажа надо выполнить регулировку и прокачку системы. Первая предполагает корректировку свободного хода муфты, которая отключает сцепление. В нормальной ситуации он должен находиться в пределах 5-6 мм при измерении на радиусе в 90 мм. Также важно подкорректировать свободный ход педали, после преодоления которого вступает в работу главный цилиндр. Стандартным значением здесь остается 6-12 мм, которые измеряют по средней части педали сцепления.
Прокачку ПГУ также можно выполнить самостоятельно с помощью нагнетателя, который изготавливают из пластиковой бутылки литрового объема. В последней сверлят отверстия для установки ниппелей от бескамерной шины в донной части и крышке (в детали на дне надо удалить золотник). В дальнейшем для прокачки выполняют следующие действия:
- заполняем нагнетатель на 60-70% тормозной жидкостью;
- подключаем емкость с помощью шланга со штуцером;
- подаем сжатый воздух в пластиковую бутылку через клапан на крышке с помощью пистолета для подкачки шин или насоса до достижения давления в пределах 3-4 атмосфер;
- продолжаем процедуру до момента исчезновения воздушных пузырьков в расширительном баке.
Затем останется только закрутить штуцер и долить тормозную жидкость непосредственно в бачок. Оптимальным считается уровень на 10-15 мм ниже горловины, что гарантирует компенсацию расширения при нагреве.
Подобрать и купить ПГУ для вашего автомобиля МАЗ можно в нашем интернет-магазине. Мы специализируемся на продаже запасных частей для грузовой техники, предлагая клиентам оригинальные комплектующие из наличия по выгодным ценам. Для удобства клиентам доступны любые формы оплаты и возможность доставки транспортной компанией.