
Особенности маркировки моторных масел
Выбор конкретной марки определяется двумя факторами – вязкостью и эксплуатационными характеристиками. Вязкость указывает на сезонность применения – летнее, зимнее или всесезонное. Эти характеристики указываются на упаковке и потому не вызывают никаких сомнений. Летнее используется летом, зимнее – зимой, а всесезонное – круглый год.
Уточняет сезонное применение маркировка SAE, состоящая из двух индексов. Первый (помеченный литером W) указывает на температуру зимой, при которой масло начинает застывать. Второй индекс указывает на предельную летнюю температуру, при которой смазка становится уже сверхтекучей и потому теряет эффективность смазывания двигателя.
У зимних масел указывается только первый индекс (от 0W до 20W, у специальных марок для работы в условиях Крайнего Севера этот показатель может достигать 50W), у летних – только второй (от 20 до 60), у всесезонных указываются оба индекса (от 0W-40 до 20W-40).
С эксплуатационными характеристиками всё несколько сложнее. Автомобильные моторы работают в своих уникальных условиях эксплуатации (оптимальные температурные режимы, количество оборотов в минуту и пр.). Под эти условия производители и разрабатывают моторные смазки.
А чтобы покупателям было легче подобрать нужную марку были разработаны следующие маркировки:
API
Маркировка от Американского института нефти, указывает на качество масел для моторов. Первая литера в индексе указывает на тип силового агрегата: S – бензомоторы, С – дизели.
Наивысший стандарт для бензомоторов – SN – был введен в 2010 г. для легковых машин, для малотоннажных фургонов-развозчиков. Смазки стандарта API SN обладают противоокислительными, антикоррозийными, моющими и износостойкими свойствами.
Наивысший стандарт для дизелей – API CJ-4 – был введен в 2006 г. Моторные смазки подходят для высокооборотистых силовых агрегатов с фильтрами сажи, которыми оснащаются, например, магистральные тягачи.
ACEA
Европейская классификация выделяет три группы:
- для моторов легкового автотранспорта (А/В);
- для бензомоторов и дизелей, оснащенных системами каталитического очищения выхлопных газов (С);
- для дизельных силовых агрегатов, устанавливаемых на грузовики (Е).
Последняя редакция АСЕА была утверждена в 2004 г. В ней присутствует 11 категорий моторных смазок:
- А1/В1-04 –для малолитражных силовых агрегатов;
- А3/В3-04 – для форсированных моторов;
- А3/В4-04 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива;
- А5/В5-04 – для моторов со скоростью сдвига до 3,5 мПа*с;
- С1-04 – для силовых агрегатов, оснащенных системами снижения концентрации опасных веществ в выхлопных газах. У моторных смазок этой категории минимальное содержание сульфатной золы, фосфора и серы;
- С2-04 – к смазкам этой категории добавлены присадки, снижающие трение, увеличивающие срок службы фильтров сажи и каталитических элементов, повышающие топливную экономичность. Применимы к тем же дизелям, что и С1-04;
- С3-04 – смазочные вещества обладают теми же эксплуатационными характеристиками, что и марки С2-04, но могут применятся не только к высокофорсированным дизелям, но и к турбированным бензомоторам;
- Е6 – для дизелей, которые эксплуатируются в особо сложных условиях. Моторные смазки уменьшают образования нагара на поршнях, снижают их износ, в том числе и при использовании малосернистого дизельного топлива. Они применяются для двигателей с рециркуляцией выхлопов, оснащенных катализаторами окислов азота, имеющих фильтры сажи, так и без них;
- Е7 – для дизелей Euro-4. Обладают схожими эксплуатационными характеристиками с маслами категории Е6.
Допуски производителей двигателей
Крупные автопроизводители двигателей разрабатывают свои стандарты, которые имеют рекомендательный характер. Однако для длительной безремонтной эксплуатации мотора крайне важно заливать в него масло, получившее допуск автопроизводителя. Иными словами, в мотор Шкоды лучше заливать смазку, получившую допуск автоконцерна Volkswagen.
Вот некоторые актуальные допуски автопроизводителей:
- Volkswagen 504.00 – для бензиновых моторов;
- Volkswagen 507.00 – для дизельных двигателей;
- Mercedes-Bens/Daimler-Chrysler51 – допуск 2006 года для всех типов силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые автомобили;
- BMW LL-04 – для моторов Euro-4;
- BMW LL-12 – для моделей серии Nx, выпущенных после 2013 года;
- BMW LL-14+ - только для бензиновых моторов, выпущенных после 2014 года;
- Dexos 2 – допуск автоконцерна Opel/GM. Может применяться ко всей линейке силовых агрегатов.
Японские автоконцерны пошли другим путем. Они вместо допусков для сторонних производителей стали выпускать собственные линейки моторных масел.
Различия по химическому составу
Смазки для моторов по своему химическому составу разделяются на три большие группы:
- минеральные – являются продуктом переработки нефти. Обладают наименьшими периодами между заменами, чувствительны к низким температурам. Однако очень деликатно относятся к возрастным двигателям с сильным износом;
- полусинтетические – смесь минеральных (около 30%) и синтетических (около 70%) компонентов. Минеральная составная делает смазку чувствительной к низким температурам (застывание происходит при -10 градусах). По своим эксплуатационным характеристикам полусинтетика схожа с синтетикой, но обладает меньшей ценой продажи;
- синтетические – изготовлены путем глубокой переработки нефти и из полностью синтезированных веществ. Обладают высокими смазывающими свойствами. Рекомендуется применять синтетику на новых, турбированных и высоконагруженных моторах.
Для нового двигателя придерживайтесь рекомендации автопроизводителя – заливайте ту марку, которая была залита в мотор на заводе. При выборе масла для возрастного мотора проконсультируйтесь с мотористом, который обслуживает ваш автомобиль.
Особенности эксплуатации моторных масел
У многих водителей возникают вопросы по эксплуатации:
- Всесезонная смазка хуже сезонной, особенно, зимней?
Нет, по своим эксплуатационным характеристикам всесезонные марки ничем не отличаются от своих сезонных аналогов.
- Достаточно ли просто долить масло, а не полностью его менять?
В процессе эксплуатации смазка постепенно загрязняется, ее характеристики постепенно ухудшаются. Поэтому производители масел обязательно указывают периоды замены – в моточасах или в километрах пробега. Этот период может быть увеличен, но нельзя постоянно эксплуатировать двигатель на одной заправке смазочных веществ.
- Можно ли смешивать разные моторные масла?
Нельзя смешивать, например, летние и зимние марки, минеральную и синтетическую. Также не рекомендуется смешивать марки с разной маркировкой. Это существенно ухудшит защиту мотора.
Если вы используете летнюю и зимнюю смазку, то при смене сезонов необходимо полностью слить старое моторное масло прежде, чем залить новое. Если в процессе эксплуатации двигателя обнаружена тенденция к уменьшению количества моторного масла, то следует обратиться в СТО для диагностики состояния силового агрегата. Скорее всего, у него прохудились сальники и уплотнители.