
Один из важных элементов системы регулирования давления в покрышках грузовиков «Урал» - шланг для накачки шин. Он представляет собой эластичную неармированную трубку из резины, которая снабжается соединительными штуцерами с резьбой. Чтобы правильно выбрать и применить изделие, важно изучить информацию о его типе, размере, конструктивных особенностях. Кроме того, нужно уметь своевременно менять и обслуживать шланг.
Предназначение и функциональность
Система подкачки шин, которой оснащаются российские «Уралы», служит для поддержания оптимального давления в авторезине. Она:
- улучшает проходимость автомобиля по рыхлой земле – понижает давление воздуха в покрышках;
- позволяет колесам меньше изнашиваться на асфальте - повышает давление;
- восполняет утечку воздуха при небольшом проколе шины и др.
Составляющие системы – регулировочные и колесные краны, гибкие трубопроводы, которые проходят между вентилями покрышек и ресивером пневмосистемы.
В процессе езды происходит вертикальное колебание мостов машины (по отношению к раме), а также горизонтальные колебания влево и вправо каждого управляемого колеса. Чтобы в этих условиях упростить присоединение покрышек к пневматической системе, применяют эластичные шланги.
Их основная функция – подавать воздух без перебоев, даже если колеса отклоняются от средней точки, а элементы ходовой части колеблются в допустимых пределах. Из-за регулярных изгибов и агрессивной среды гибкие трубки выходят из строя, после чего их нужно заменить как можно скорее.
Конструктивные особенности
В системах накачки шин грузовиков «Урал» используют две схемы подачи воздуха:
- От магистральных труб он движется сразу к покрышке. Такое устройство подходит для техники на 3 осях, при этом может применяться до 12 шлангов для накачки (пара на покрышку). Трубы из металла проходят по балкам рамы, каждая шина снабжается собственным резьбовым патрубком. Воздух идет через шланг в цапфу, манжеты, полуось, угольник, колесный кран, пока не подходит к вентилю покрышки.
- От магистральных труб на мосты. При таком устройстве системы применяют от 7 резиновых трубопроводов (для машин на 2 осях) до 14 (для четырехосных машин). На ведущие колеса воздух двигается по индивидуальным трубам. На остальные он поступает по единому на 1 мост шлангу, после чего в центре расходится влево и вправо по металлическим трубам. Для разводки используется тройник. Покрышка накачивается через короткий гибкий трубопровод.
Изделия для накачки шин, которые применяют во всех грузовиках «Урал», стандартизированы. Их делают из напорно-всасывающих неармированных рукавов (ГОСТ 5398-76).
Комплектующие
Все автомобили «Урал» имеют в комплекте отдельный трубопровод для подкачки покрышек. Изделие длиной 4-12 м понадобится, если система регулирования давления перестанет функционировать. С ним нужно подкачивать шины по очереди.
Изделие снабжено двумя штуцерами: один крепится к крану отбора воздуха, другой с помощью накидной гайки – к колесному.
Для крепления трубопроводов и обеспечения герметичности системы применяют прижимные фитинги, хомуты. Длина наиболее распространенных шлангов - 155, 162, 720 или 927 мм.
Как подобрать и заменить шланг
По мере использования машины резиновый трубопровод потихоньку протирается и покрывается трещинами. Кроме того, на него пагубно воздействуют выхлопные газы, автомасла, высокие и низкие температуры и другие факторы.
Как результат, система перестает быть герметичной и выходит из строя. Испорченные резиновые трубопроводы нужно незамедлительно поменять. Важные правила:
- использовать новый шланг того каталожного номера, который рекомендован для данной модели машины;
- при смене запчасти точно придерживаться инструкции по автообслуживанию и ремонтным работам;
- для смены изделия нужно предварительно стравить давление, вывернуть гаечным ключом штуцер изношенного трубопровода и ввернуть новый резьбовой патрубок.
Каждый день в процессе техобслуживания «Урала» нужно оглядывать шланг, чтобы вовремя заметить изъяны, а в процессе ТО-2 – снимать его и продувать сжатым воздухом. Если правильно выбирать, менять и вовремя обслуживать изделие, система всегда будет эффективной и надежной.